Светлые дни черной музыки: история «Motown»

Motown Records

Человеку, имя которого Берри Горди (Berry Gordy) уже давно за 80 лет. В общем и целом, за свою жизнь он достиг того, чего можно лишь желать, и даже больше того — он смог купить собственный дом престарелых, дабы к концу своей жизни все тоже шло по высшему уровню. Опубликованное не столь давно желание Берри Горди отобразить его биографию в виде мюзикла, видимо, из разряда не самых обязательных, потому как если бы для него это было целью, оно уже было бы сделано. Может, 10 лет, может и 20, а то и все 30 лет назад — даже в то время эта постановка вполне себя бы оправдана. Ведь уже в начале 1970-ых про организованную Берри Горди компанию Motown было известно, что записанные ею музыкальные ценности станут вечными, и даже уже тогда начинавшийся её закат никак не скажется на репутации компании.

Берри Горди (Berry Gordy Jr.)Берри Горди изначально был простым эстрадным продюсером — его, как будто совсем не интересовали творческие успехи или, уже ставшее заметным ещё в 1959-ом — год появления лейбла Motown на свет, массовое стремление популярных артистов повлиять на окружающий их мир. Впрочем, это полностью нормальная точка зрения — ни Том Паркер по прозвищу «Полковник», создавший суперзвезду Элвиса Пресли, ни Брайен Эпстайн, без которого «The Beatles» бы не стали той Великой Четвёркой — никто из тех продюсеров, создавших громкие имена никакой цели поменять мир не имели; они были заинтересованы только в коммерческом успехе, а все остальное было лишь сопутствующим продуктом рутинной работы продюсера.

Внешне Motown Records  казалась самой циничной музыкальной компанией. Ко времени наивысшего пика своего успеха она была настоящей фабрикой звезд с конвейерным производством музыки и беспощадным отношением к любому производственному браку. На этой фабрике был один аккомпанирующий коллектив, внутри называвшийся «The Funk Brothers«, одна группа авторов — гениальное трио Холланд-Дозье-Холланд. Вся эта команда работала в Дейтройте, в доме, прозванном Хитсвиллем (Hitsville). Продукция предлагалась к исполнению разным симпатичным лейблу артистам, часть результатов работ с которыми, вскоре тут же отправлялась в творческое небытие, в то время как другая часть сиюминутно становилась буквально в иконами.

Марвин Гэй (Marvin Gaye)Это Марвин Гэй (Marvin Gaye) (по слухам, Берри Горди предложил ему контракт с Motown, случайно услышав, как Марвин поет в обычном детройтском баре) — исполнитель лучших любовных песен, человек, которого чтят поклонники любого направления музыки. Это Дайана Росс — важнейший секс-символ 1970-ых годов, первая и одна из главных звезд диско музыки, одна из самых коммерчески успешных певиц в истории музыки. Это Стиви Уандер — гениальнейший исполнитель и композитор, создавший новые стандарты для работы с ритмом и мелодией, действующие и в современной музыке. Собственно говоря, и Майкл Джексон, самая величайшая звезда в истории поп-музыки, также взошёл на музыкальный Олимп благодаря Берри Горди, подписавшему в 1968 году контракт с семейным коллективом Jackson 5, из которой затем Майкла Джексона забрал Квинси Джонс и уже сделал звездой невиданного до того момента масштаба. Символично, что чуть ли не самое важное выступление Майкла Джексона состоялось на телешоу, посвященном 25-летнему юбилею компании Motown — именно тогда он впервые и вышел к публике в расшитом блестками мундире, шляпе, перчатках для гольфа и впервые (!!!) прошелся своей коронной лунной походкой под «Billie Jean».

Отис Реддинг (Otis Redding)В истории лейбла Motown, если проанализировать, не было ничего такого, чего бы не было в то время у любого другого звукозаписывающего лейбла. Были музыкальные лейблы, определявшие лицо стиля — Chess Records для блюз-музыки или исконно джазовый Blue Note. В рассвете soul-музыки, который пришёл на конец 1960-х годов, определяющую роль играл не только лейбл Motown, но и, к примеру, Stax Records с Отисом Реддингом (Otis Redding) и Айзеком Хейсом (Isaac Hayes) в своей обойме. Почему же именно Motown стал таким важным, в общем, понятно. На время рассвета лейбла в обществе была нужна именно та музыка, которую лейбл и записывал. Соединённые Штаты праздновали победу над сегрегацией, и новая «черная» музыка уже не могла быть музыкой протеста — надо было начинать просто радоваться жизни в условиях новой свободы, записывать песни о том, как хорошо любить друг друга, уже безо какого-либо социального подтекста. И Motown стала поставщиком именно этой музыки. Как говорил Смоки Робинсон, еще одна яркая звезда лейбла и на протяжении многих лет вице-президент компании: «Все барьеры были сметены, публика объединилась, и все ребята держали друг друга за руки».

Жёсткий  перфекционизм и поставленное конвейерное производство дали миру тот уникальный «мотаунский» звук. Он пусть и не долго был в моде, порядка семи лет, но так уж вышло, что именно в эти годы и именно с таким звуком была выпущена вся основополагающая соул-классика двадцатого века.

Стиви Уандер (Stevie Wonder)На протяжении двух лет, в период с 1972 по 1973 годы, на Motown было выпущено 4 гениальных альбома, выше которых, по сути дела, черная музыка уже не поднялась — «Let’s Get It On» и «What’s Goin’ On» Марвина Гэя и «Innervision» и «Talking Book» Стиви Уандера (Stevie Wonder). Позднее лейбл, хоть и продолжал поставлять миру новых звезд (от Лайонела Ричи до Boyz II Men), но уже был лишь собственной тенью. В 1986 году господин Горди продал компанию и отошел от дел. В отличии же от своего детища, он сам по себе остался в истории  музыкального бизнеса героем неоднозначным, даже больше отрицательным. И людей мучил, ломал и творчество и судьбы, и альбомы выпускал иной раз плохие в расчете на быстрые прибыли. Чего стоит одна только история Марвина Гэя — он женился на сестре Горди, а потом судебные разборки с Motown из-за авторских прав подействовали на нервы певца так жестоко, что в конце концов его застрелил собственный отец, когда пьяный сын в очередной раз набросился на него с кулаками. То есть Motown, в общем-то, на самом деле очень стильный сюжет для мюзикла, с элементами драмы, и интриги, с сопутствующей любовью, и смертью. Но такое про себя Берри Горди, конечно же, не поставит, об этом уже заявлено — есть цель очистить имя от всех слухов, поведать о том, как все было чисто и красиво, дружно и наивно, во время борьбы за права человека. Забавно, что вместе с распространением анонсов будущего мюзикла, в который раз опровергаются слухи о том, что создатель Motown пресекает любые попытки что-то снять или поставить о жизни Марвина Гэя. «Берри Горди ничего не слышал о попытках такого рода»,— ответственно сообщают его представители. Да и, действительно,  какая фабрика звезд примирится с правдой о себе? 🙂

  • Страница: 1 из 1
  • « Назад
  • 1
  • Далее »
Related Posts

Фанк-реклама
Популярное

История фанка

Фанк (от англ. "funk" ) появился где-то в середине 1960-х годов в США, как видоизменённый и утяжелённ

Феномен фанк-музыки, или в чём сила фанка.

Феномен фанка связан в первую очередь с музыкальным инструментом, который большинство рядов

Фанковый Президент или Левое яйцо Джеймса Брауна

Внимание! Статья приведена в оригинале и содержит ненормативную лексику История фанка нач

"Соул и Фанк" (Статья из альманаха "Забриски Rider" №16)

Хотя соул и фанк – не что иное как разновидности предшествовавшего року ритм-энд-блюза, это н

Джеймс Браун (James Brown)

Джеймс Джозеф Браун мл. (англ. James Joseph Brown Jr., годы жизни - 3.04.1933 — 25.12.2006), — американский певец, п

Бобби Уомак (Robert Dwayne Womack)

Бобби Уомак (Bobby Womack, настоящее имя Robert Dwayne Womack, 4.04.1944) — афроамериканский гитарист, певец, ав

"Earth, Wind & Fire"

Earth, Wind & Fire — американская музыкальная группа, играющая музыку в стиле фанк, соул, диско, R&a

Джордж Клинтон (George Clinton)

Джордж Клинтон (George Clinton, родился 22 июля 1941 г. ) — афроамериканский композитор, гитарист и пев

Отис Реддинг (Otis Redding)

Отис Реддинг (Otis Redding, 9 сентября 1941 г. — 10 декабря 1967 г., Мэдисон) — один из классиков соул-муз

Слай Стоун

Слай Стоун (Sly Stone; настоящее имя Sylvester Stewart) — американский продюсер и музыкант, стоявший у ист
Recent Comments
Фанк-содержимое