Основатель музыкальной компании «Sabian» cкончался

28 Марта 2013 года в своём доме в Бостоне в возрасте 89 лет умер Роберт Зилджян основатель музыкальной компании по производству знаменитых тарелок для барабанных

установок «Sabian»   (на снимке справа). Об этом сообщила газета “The Washington Post”, ссылаясь на Associated Press. Зилджян открыл свою компанию «Sabian» в 1981 году — ответвление семейного бизнеса — компании Avedis Zildjian, тоже производителя тарелок. Марка Zildjian в музыкальном мире известна так же, как Bluthner и Selmer.

 

Музыкальные тарелки Zildjian распространены повсеместно — это бренд, который появился ещё в XVII веке. На этих тарелках играли и играют величайшие ударники стилей джаз, рок, да и вообще едва ли не все профессиональные перкуссионисты. Компания Zildjian была официально признана старейшим семейным бизнесом в Америке. Там он был основан в Бостоне в 1928 году отцом семейства, иммигрантом из Армении Аветисом Зилджяном, и двоюродным дедом. Эпоха рок-н-ролла тогда поспособствовала росту спроса на их продукцию. Роберт Зилджян начал работать у своего отца будучи еще подростком и в 1968 году запустил дочернее предприятие в канадской провинции Нью-Брансуик.

История Sabian/Zildjan

Все началось в 1623 году в Константинополе. Именно тогда случился настоящий переворот, который привел к созданию музыкальных тарелок в том современном виде, который и дошёл до наших времён. Неизвестно как, но при неких обстоятельствах армянин Аветис изучил особый сплав меди, олова и серебра. Семейное предание гласит, что он был алхимиком и хотел получить золото. Секрета магического создания золота он не открыл, зато неожиданно получил удивительно яркого звучания бронзу.


Существует и другая версия. Если верить ей, Аветис был сыном мастера обработки металла Керопе, который переехал в Константинополь с черноморского побережья, чтобы управлять отливкой больших котлов для дворцовых нужд. Позднее сам султан Мустафа заказал у Керопе тарелки для своей армии янычар, которая с помощью этого звучного ударного инструмента поднимала свой боевой дух. Новый, прекрасно звучащий сплав, созданный Аветисом, так пришёлся по душе султану, что он заплатил мастеру 80 золотых и велел именоваться Зилджяном.


Потомки Аветиса действительно носили фамилию Зилджян с турецким корнем и армянским окончанием. “Зил” по-турецки означает “музыкальная тарелка”. Многие мастера сталевары пытались добыть секрет чудесного сплава. Но в роду Зилджян секрет никогда не доверялся бумаге. А тем временем, османские военные оркестры использовали только их тарелки. Это продолжалось даже после 1826 года, когда янычарский корпус был расформирован, а все янычары истреблены по приказу султана. Уже в XVIII веке эти же тарелки начали звучать в придворных оркестрах Европы. Затем тарелки нашли себе место и в оперной музыке.


Параллельно расширялось зилджяновское производство. Начиная с 1851 года Аветис Второй начал усиленно продвигать свои тарелки в Европе, лично представляя ее на различных музыкальных выставках. В 1865 году впервые случилось небольшое отступление от традиции. Арутюн, старший из наследников, стал адвокатом в Стамбуле, и дело возглавил его младший брат Керопе, завоевавший славу одного из лучших специалистов в роду Зилджян. С тарелками марки K.Zildjian Керопе также был участником многих выставок в Европе и завоевал десятки медалей, дипломов, а главное, уважение к марке.

 

Серия тарелок К.Zildjian выпускается и поныне по особенной технологии произвольной ковки с последующей отделкой. Каждая из таких тарелок вручную обрабатывается молоточком на наковальне, лежащей на деревянной колоде.


После смерти Керопе в 1909 году, у руля компании оказался его младший брат Арам. Вскоре, как участвующему в армянского национально-освободительном движении, ему пришлось, в бегстве от турецкой “фемиды”, переселиться в Бухарест. Там он открыл новое производство, в то время как его сестра Виктория осталась руководить работой старой фабрики в стамбульском пригороде Саматия. Позднее Арам смог вернуться в Турцию и снова возглавить основное производство тарелок, экспортируя продукцию по всему миру. В 1923 году, с установлением в Турции республики, Константинополь был переименован в Стамбул, и компания поменяла свою торговую марку K.Zildjian Constantinople на K. Zildjian Istanbul. В 1927 году случилось переломное событие в истории рода. Арам написал письмо в Америку племяннику Аветису, наследнику Зилджянов по старшей мужской линии, предложив тому возглавить семейный бизнес.



Компания “Avedis Zildjian Co” была основана в 1929 году в Куинси, штат Массачусетс. Всё шло удачно — в Америке окончательно наступила эра джаза. Аветис стал постоянно посещать крупнейшие музыкальные магазины и получать заказы на свою продукцию.
Увлеченность Аветиса новым делом всё больше возрастала. Он лично познакомился с самыми известными джазовыми ударниками тех лет — Чиком УэббомРеем Бодиком, Джо Джонсом. Но ближе всех он стал общаться с Джином Крупой, легендарным ударником оркестра Бенни Гудмена. Джин часто бывал в гостях у Аветиса, подбирая для себя тарелки прямо в производственном цеху, а потом они вместе с Аветисом отправлялись на водную прогулку на зилджяновской лодке с восточным именем “Махал”.


Дабы удовлетворить пожелания знаменитого барабанщика, Аветис создал тарелку “Paper Thin” (“толщиной с бумагу”), уникальную по чистоте звучания и быстрому угасанию звука. Крупа помог ввести в употребление эту новую разновидность тарелок, которые в итоге стала общеупотребительными. Создавая новые линейки продукции, Аветис советовался и с другими великими барабанщиками — Джо Джонсом из оркестра Каунта Бейси, Бадди Ричом, возглавлявшим свой собственный биг-бэнд, и легендарным Луи Беллсоном, которого авторитетный музыкальный критик Леонард Фезер некогда назвал “одним из величайших ударников в истории джаза”. Все они относились к Аветису с нескрываемым уважением, считая его одним из отцов-основателей современной индустрии производства ударных инструментов.


Во время Второй мировой войны компания “Zildjian” выиграла государственный заказ на поставку тарелок для военных оркестров армии США. Заказ поступил и от британского Адмиралтейства. В 1976 году Аветис передал руководство фабрикой своему сыну Арману, но продолжал работать весь рабочий день до самой своей смерти в возрасте девяноста лет. Сразу же после своей смерти в 1979-м Аветис Зилджян был включён в Зал Славы “Общества перкуссионного искусства”.


“Я многому научился от отца, — признавался Арман. — Он был решительным человеком и проницательным бизнесменом — прирожденным лидером. Он был сыном древнего народа и верил в самоотверженный труд”.

Аветис гордился своим происхождением, равно как и армянская община гордилась им. В 1976 году Армянский комитет по празднованию двухсотлетия Соединенных Штатов присудил Аветису Зилджяну памятную медаль за достижения в области музыкального искусства. Арман Зилджян также был не менее замечательной фигурой, чем его отец. Начав трудиться на фабрике с 14 лет, проводя там и все свои школьные каникулы, работал в плавильной, ставил фирменное клеймо на готовую продукцию, проверял, как звучат тарелки. Однажды, работая над заказом из Швеции, ему пришлось прослушать подряд 276 пар тарелок.
Музыка была его страстью, его девиз был “всегда быть там где музыка”. “Фирменный” узнаваемый смех и скрежетание его возгласа “Чудесно, бэби!” были рождены во время бесчисленных часов дружеского общения с дорогими его сердцу барабанщиками, когда приходилось перекрикивать звон и грохот испытываемых тарелок. Один из ударников, всего пару раз общавшийся с Арманом, вспоминает: “Несмотря на полное отсутствие рекомендаций, он сразу же стал относиться ко мне как к собрату по музыке”. Дружбу с Джином Крупой Арман унаследовал от своего отца. Его близкие отношения с Бадди Ричем, еще одной иконой джаз-музыки, все называли братскими.


В отличие от своих предков, Аветис передал секрет производства сразу двум своим потомкам: сыновьям Арману и Роберту. Как и старший брат, Роберт начал работать на производстве еще подростком. Отец платил ему два доллара в день, пятьдесят центов наличными, остальное переводил на сберегательный банковский счет. После были военные дороги Европы, демобилизация после победы над фашизмом и возвращение к учебе в Дартмут, где молодой Зилджян специализировался на истории и философии.


 

В 1968 году по поручению отца Роберт открыл фабрику “Azco” в Медактике (Канада), где тарелки выходили под маркой Zilco. Вскоре сюда же был частично перенесён выпуск некоторых основных серий продукции компании. В том же году Роберту было доверено выкупить для компании “Avedis Zildjian Co” все одноименные торговые марки, в том числе K.Zildjian.


Дело в том, что одна из ветвей семьи осталась в Стамбуле, и продолжала выпускать свои тарелки там. Еще в 1926 году, незадолго перед своим отъездом в Америку, Арам Зилджян предоставил эксклюзивные дистрибьюторские права продажи тарелок в США компании “Fred Gretsch Co”. С тех пор та импортировала тарелки K. Zildjian из Турции, конкурируя на американском рынке с “Avedis Zildjian Co”. С конца 40-х до начала 60-х ударники популярнейшего джазового стиля “Be-bop” предпочитали более сумрачные и тепловатые тона зилджяновских тарелок ручной работы из Стамбула. Звучание этих тарелок сейчас можно слышать на множестве классических записей тех времён.


Стамбульское отделение работало до 1975 года, когда у него возникли серьезные проблемы с властями на почве конфликтов изза крайнего национализма, начавшихся в Турции после кипрского кризиса. Приехав в Стамбул, Роберт вывез оттуда весь производственный персонал, чтобы перевезти в Канаду выпуск марки K. Zildjian Istanbul. В Канаду переехали и хозяева стамбульского производства, двоюродные братья Аветиса Керопе и Микаэл Зилджяны с сыновьями, вновь дав жизнь за океаном частично забытым секретам стопроцентно ручного производства.  На некоторое время все ветви семьи объединились в рамках единого семейного бизнеса. Однако в 1981 году, через 2 года после смерти Аветиса, произошел внутренний конфликт, и каждый оба его сына разошлись каждый своей дорогой. У Армана остались все торговые марки Zildjian и отцовская фабрика в Массачусетсе, Роберт же запустил новую независимую компанию “Sabian, Ltd” (по начальным буквам имен троих своих детей — SA-lly, BI-lly, AN-dy) и начал на канадской фабрике производство тарелок под одноименной маркой Sabian, в том числе и оригинальной серии восьмиугольных тарелок Roctagon. Там же, в Медактике, Нью-Брунсвик, недавние эмигранты Керопе Зилджян с сыном выпускали серию НН.


Начало 80-х годов стало нелёгким временем для производителей ударных инструментов, в связи с модой на драм-машины и синтезированныеударные. Компании “Sabian” пришлось начинать в такую же непростую пору, как когда-то компании “Avedis Zildjian”. Но Роберт справился не хуже деда и к началу 90-х сделал свое детище одним из крупнейших мировых концернов по производству музыкальных тарелок с отделениями в Канаде, США и Европе. Авторитетное издание “Modern Drummer” назвал “Sabian” самой новаторской компанией по производству музыкальных тарелок.


Приверженность Роберта своему делу никогда не уступала приверженности его отца и брата. Дух коллективизма присущ и ему, он считает “Sabian” одной большой семьей и, говоря обо всех аспектах бизнеса, постоянно употребляет слово “мы”.
Постоянно совершенствуя свою продукцию, он всегла стремился внести посильный вклад в движение вперед. Но это еще не все зилджяновское производство на сегодняшний день. В 1986 году Арман открыл фабрику по производству барабанных палочек, которые сразу завоевали признание в музыкальном мире.


Если рассказывать о новом поколении семьи, Арман отказался еще от одной важной особенности давней традиции — передавать секрет фирменного сплава только по мужской линии. Сын Армана Рэб покинул компанию в 1985 году, чтобы заняться своим бизнесом в другой сфере. И хотя после смерти отца, он остался главным акционером, теперь все большую роль в управлении компанией играют женщины —  дочери Армана. Вице-президент компании Дебби Зилджян стала первой женщиной, посвященной в тайну верных пропорций сплава 380-летней давности. Крейги Зилджян стала в 1999 году первой женщиной на должности исполнительного директора компании.


Итак, мужская линия наследования перестала быть в компании исключительной. И пусть эта традиция потеряла свою актуальность, зато крепнет другая, новая — традиция музыкального спонсорства, активного содействия жизни музыкального сообщества. Уже привычным стал фестиваль ударных инструментов “День Зилджян”, уже несколько лет действует “Холл Зилджян” — место, где исполнители на ударных могут подобрать себе комплект тарелок в помещении с акустическими параметрами студии. Созданы Благотворительный фонд семьи Зилджян; стипендии имени Аветиса Зилджяна для изучающих искусство игры на ударных в лучших музыкальных школах США; стипендии имени Керопе Зилджяна для студентов-ударников, специализирующихся на ударных в симфонической музыке; общеамериканская премия выдающимся барабанщикам. Если говорить только о тарелках с узнаваемым зилджяновским логотипом компании, то их ряд охватывает весь спектр современной музыки: от классики и джаза до “металла” и хард-рока, от латинских направлений до панка и “альтернативы”, от любой поп-музыки до фьюжн, от фанк-музыки до кантри. По тарелкам Zildjian стучали барабанщик Джимми Хендрикс, Митч Митчелл, ныне здравствующие драммер “Beatles” Ринго Старр, Чарли Уоттс из “Rolling Stones”, Джинджер Бейкер из “Cream”, Ларс Ульрих из “Metallica”. И ещё немного — всего пол-мира барабанщиков.
Подготовила
Елена ШУВАЕВА-ПЕТРОСЯН

 На снимках: знаменитый ударник Арт Блэйки с тарелками от “Zildjian”.

  • Страница: 1 из 1
  • « Назад
  • 1
  • Далее »
Related Posts

Фанк-реклама
Популярное

История фанка

Фанк (от англ. "funk" ) появился где-то в середине 1960-х годов в США, как видоизменённый и утяжелённ

Феномен фанк-музыки, или в чём сила фанка.

Феномен фанка связан в первую очередь с музыкальным инструментом, который большинство рядов

Фанковый Президент или Левое яйцо Джеймса Брауна

Внимание! Статья приведена в оригинале и содержит ненормативную лексику История фанка нач

"Соул и Фанк" (Статья из альманаха "Забриски Rider" №16)

Хотя соул и фанк – не что иное как разновидности предшествовавшего року ритм-энд-блюза, это н

Джеймс Браун (James Brown)

Джеймс Джозеф Браун мл. (англ. James Joseph Brown Jr., годы жизни - 3.04.1933 — 25.12.2006), — американский певец, п

Бобби Уомак (Robert Dwayne Womack)

Бобби Уомак (Bobby Womack, настоящее имя Robert Dwayne Womack, 4.04.1944) — афроамериканский гитарист, певец, ав

"Earth, Wind & Fire"

Earth, Wind & Fire — американская музыкальная группа, играющая музыку в стиле фанк, соул, диско, R&a

Джордж Клинтон (George Clinton)

Джордж Клинтон (George Clinton, родился 22 июля 1941 г. ) — афроамериканский композитор, гитарист и пев

Отис Реддинг (Otis Redding)

Отис Реддинг (Otis Redding, 9 сентября 1941 г. — 10 декабря 1967 г., Мэдисон) — один из классиков соул-муз

Слай Стоун

Слай Стоун (Sly Stone; настоящее имя Sylvester Stewart) — американский продюсер и музыкант, стоявший у ист
Recent Comments
Фанк-содержимое