Феномен фанк-музыки, или в чём сила фанка.

Феномен фанка связан в первую очередь с музыкальным инструментом, который большинство рядовых слушаталей привыкло называть гитарой и, возможно, даже не слышат. Между тем, бас-гитара — это тот инструмент, акцент на звук которого и стал основополагающим саундом фанка. В отличии от обычных гитар, бас-гитара является частью ритм-секции, работая прежде всего вместе с ударными. Именно она создает тот самый «грув», который на дискотеке заставляет двигаться всех. А началось всё с того, что звукорежиссеры «Motown Records» стали выдвигать партии бас-гитары на передний план. Одним из басистов, чей инструмент оказался в центре композиции, был Джеймс Ли Джемерсон. Ещё одним музыкантом, оказавшим влияние на характерный фанковый звук, стал Ларри Грэхем из «Sly & The Family Stone«. Ему приписывают изобретение техники slap («слэп»), при которой большой палец с оттяжкой извлекает из струн низкие глубокие звуки, а другие пальцы — высокие как бы «булькающие» ноты. Американские записи, в которых наряду с Ларри Грэхемом и Джеймсом Ли Джемерсоном принимали участие бас-гитаристы Бернард Эдвардс, Луис Джонсон, Джордж Портер-младший, и Бутси Коллинз и были тем, что стали называть словом «фанк«.


Само это слово нельзя перевести односложно. Первая известная миру запись, в названии которой упоминалось слово «funky«, датируется аж 1907 годом. В версии джазменов 1930-х годов понятие «funky music» трактовалось как причудливая манера игры. Однако, более очевидное значение слова «funk» — это довольно непристойнное словечко из афро-американского слэнга, дословно переводящееся как «запах половых органов», то есть, телесный запах, связанный с эротическим возбуждением и собственно половым актом. Вполне вероятно, что не в последнюю очередь ассоциация родилась из сходства двух слов «funk» и «fuck». Таким образом, можно просто сказать, что «фанк» — это «запах секса». Слушая песни покойного Джеймса Брауна, известного всему миру как крестный отец фанка, трактовать значение слова как-либо иначе даже не приходит в голову.


Взросление Брауна проходило в тюрьме, на боксерском ринге и на бейсбольной площадке. Затем в его жизни появился ритм-энд-блюзовый коллектив «The Famous Flames«, который уже вскоре стал сопровождающей группой певца.


Певец вдохновлялся соул-музыкой Рэя Чарльза и рок-н-роллом Литтл Ричарда и активно использовал духовые инструменты. Фактически, фанк появился при пересечении танцевальной музыки с африканскими корнями и модернизированных религиозных госпел-гимнов. Свои выступления Джеймс Браун сопровождал особой пластикой — весьма эротичными па, повлиявшими на поведение на сцене таких мировых звёзд как Майкл Джексон, Принс, Мик Джаггер, Jammiroquai и огромной волны хип-хоп исполнителей. В 1965 году вышли самые громкие хиты Джеймса Брауна — «It`s A Man`s Man`s Man`s World», «Papa`s Got A Brand New Bag», и, конечно же, «I Got You (I Feel Good)» песня, не выходящая из моды вот уже сорок лет!


Намного более подчеркнутый, нежели мелодия, ритм, усиленные низкие частоты, джазовая духовая секция, строго вписанная в ритмический рисунок, стали характерными особенностями направления. Также, наряду с ними, характерным для фанка стал короткий рифф электрогитары, обработанный эффектом, под названием «уау-уау» («wah-wah»). Все партии ритмически сдвинуты относительно друг друга, отсюда и возникает эффект джазовой синкопы. По той же причине фанк на физиологическом уровне так близок людям с африканскими корнями, намного тоньше чувствующим ритм, и так чужд славянам, сильнее всего ценящим красивую мелодию и ровный, четкий ритм. Если говорить конкретно о России, здесь, при всей любви к фанку профессиональной и любительской аудитории, так и не появилось ни одного фанкового проекта, который бы достиг хоть какой-нибудь массовой популярности.


Несмотря на ярко выраженное животное начало, фанку не была чужда политика и идеология. Революция в музыке ускорила антирасистское движение в Америке. Песня Джеймса Брауна «Say It Loud (I`m Black And I`m Proud)» («Скажи это громко: ‘Я — черный, и Я горд этим'»), 1968-го года стала одновременно и радио-хитом, и гимном уличных манифестаций. Слай Стоун, лидер «Sly & The Family Stone«, пел примерно о том же: «Don`t call me nigger, whitey», что художественно можно перевести как «Не зови меня черномазым, сахарок» («сахарок» — презрительное обращение к белым). В противовес социально заостренной ветви фанка, другой прародитель этого направления музыки Джордж Клинтон сформировал красочное, полуфантастическое (вполне вероятно, что большей частью под влиянием наркотиков) предание о единении соратников у очага жизненной силы под названием «фанк«. И пока Джордж Клинтон развивал вокруг фанка эту экстравагантно-космическую фабулу, кинематографисты, что работали в жанре блэксплуатации, накрепко связали это направление с захватывающе-запретной жизнью гангстеров. Фанк всегда сопутствовал всем самым харизматичным черным героям кино с начала 1970-х годов («Superfly», «Шафт») до 1990-х («Джеки Браун» К. Тарантино) и даже 2000-х («Гангстер» Ридли Скотта).


Фактически вся современная танцевальная музыка, опирающаяся на ритм, так или иначе связана с направлением фанк. Еще в 1960-х годах Майлз Дэвис, Орейс Сильвер и Хэрби Хэнкок стали смешивать фанк с джазом. В своих ранних записях Стиви Уандер совмещал фанк с акцентированным звучанием электрооргана. Диско появилось в результате предельной схематизации и «причёсывания» фанкового ритма. Группа «Kraftwerk» стала неким промежуточным звеном между фанком и хаусом. Ну а в результате укладывания речитатива на сухом фанковом бите, родилась хип-хоп музыка. Сочетание джазовых элементов и синтетических звуков 1980-ых годах на базе всё того же ритма назвали эйсид-джазом. Одним из самых интересных музыкальных течений начала 1990-х был трип-хоп, целиком основывавшийся на сэмплах из фанковых записей. Тогда же расцвел и фанк-метал и фанк-рок — группы «Primus«, «Red Hot Chili Peppers» и «Faith No More» показали, как можно в рамках современного рока взять на вооружение всесокрушающий фанковый бас и рэп-речитатив. Они же заложили основы стиля «nu-metal», по сути, того же самого фанк-рока, только с сильно перегруженными гитарами. Вряд ли нужно говорить о том, что на фанке основывалась практически вся музыка Майкла Джексона — мирового короля поп-музыки.


После смерти Джеймса Брауна в 2006-м году, его трон по праву занял, никогда не изменявший фанку, певец Принс.


Однако, классические фанковые коллективы показали редкую живучесть. Помимо Джорджа Клинтона, активно гастролируют «Sly & The Family Stone«, «Earth, Wind & Fire», «Kool & The Gang«, и, главное, по-прежнему в строю те, кто стояли у самых истоков фанка. В прошлом году выпустил свой альбом Мэйсео Паркер — саксофонист, работавший и с Джеймсом Брауном, и с Принсом. Тогда же до России доехал тромбонист Фрэд Уэсли — музыкальный директор группы Джеймса Брауна. Бутси Коллинз также не ушёл из музыки — напополам с управлением ресторанным бизнесом, он занимается продюсерской деятельностью. Так что, в случае чего есть у кого спросить, что на самом деле значит загадочное слово фанк. 😉

по материалам Бориса Барабанова
  • Страница: 1 из 1
  • « Назад
  • 1
  • Далее »
Related Posts

Фанк-реклама
Популярное

История фанка

Фанк (от англ. "funk" ) появился где-то в середине 1960-х годов в США, как видоизменённый и утяжелённ

Феномен фанк-музыки, или в чём сила фанка.

Феномен фанка связан в первую очередь с музыкальным инструментом, который большинство рядов

Фанковый Президент или Левое яйцо Джеймса Брауна

Внимание! Статья приведена в оригинале и содержит ненормативную лексику История фанка нач

"Соул и Фанк" (Статья из альманаха "Забриски Rider" №16)

Хотя соул и фанк – не что иное как разновидности предшествовавшего року ритм-энд-блюза, это н

Джеймс Браун (James Brown)

Джеймс Джозеф Браун мл. (англ. James Joseph Brown Jr., годы жизни - 3.04.1933 — 25.12.2006), — американский певец, п

Бобби Уомак (Robert Dwayne Womack)

Бобби Уомак (Bobby Womack, настоящее имя Robert Dwayne Womack, 4.04.1944) — афроамериканский гитарист, певец, ав

"Earth, Wind & Fire"

Earth, Wind & Fire — американская музыкальная группа, играющая музыку в стиле фанк, соул, диско, R&a

Джордж Клинтон (George Clinton)

Джордж Клинтон (George Clinton, родился 22 июля 1941 г. ) — афроамериканский композитор, гитарист и пев

Отис Реддинг (Otis Redding)

Отис Реддинг (Otis Redding, 9 сентября 1941 г. — 10 декабря 1967 г., Мэдисон) — один из классиков соул-муз

Слай Стоун

Слай Стоун (Sly Stone; настоящее имя Sylvester Stewart) — американский продюсер и музыкант, стоявший у ист
Recent Comments
Фанк-содержимое