Фанк: его стили и направления.

Фанк (funk) — течение в современной популярной музыке. Изначально появилось в 1960-х годах в США как итог смешения разных жанров афро-американской музыки: ритм-н-блюза (rhythm’n’blues), соула (soul) и различных элементов джаза. Опять же, повторимся, что первопроходцами и заслуженными «повелителями» фанк-музыки стали Джеймс Браун (James Brown), Слай Стоун (Sly Stone) с группой Sly and The Family Stone и Джордж Клинтон (George Clinton). Этот стиль музыки за свою историю оказал сильное влияние на многие жанры популярной музыки, таких как диско, хип-хоп (который, по сути, является перерождением фанка) и многие другие музыкальные жанры.



Поначалу фанк играли, в большинстве случаев, чернокожие американцы. Самые характерные особенности — усложненный рит м, и яркая синкопированность ритмического рисунка. Сам ритм является главной и основополагающей «фишкой» фанка: хрестоматийный пример этому — треки Джеймса Брауна конца 1960-х годов. Не только ударные, но и бас-гитара вместе с ритм-гитарой, и, вообще, вся музыкальная группа превращена в одну большую ритм-секцию, включая даже клавишные и духовые инструменты, и, разумеется, вокал. Все предельно ритмично. Ритмично, с этим незабываемым качающим свингом. При этом каждый отдельно взятый музыкальный инструмент образует некий свой ритмический рисунок, что повторяет африканские традиции музыки.
Чаще всего фанк музыка строится одним или двум риффом (т.е. многократно повторяющиеся мелодические ходы), а вокалист или солирующий инструмент ведет свою линию. Хотя, например, Джордж Клинтон в своем творчестве использовал мелодическую составляющую, и она не всегда была второстепенна по отношению к ритму.



Само слово «фанк» на афроамериканском жаргоне до того времени имело не слишком культурное значение (примерный перевод: «запах половых органов»). Но примерно в 1930-х годах джазовые музыканты стали использовать в своём сленге слово «фанки» (funky music), которым описывали «причудливость, эффектность игры». В 1960-х годах этот термин funky music сократился до короткого и броского слова «фанк«.
В 1970-х годах Джордж Клинтон описал красочную философско-космогоническую теорию. Понятие «фанк» заняло в его теории самое центральное место и представляло собой некую жизненную энергию, музыку и всяческие позитивные явления. В итоге, за полвека непристойное словечко превратилось в возвышенное понятие.
Кстати, нечто аналогичное произошло и с другими известными афро-американскими терминами, к примру «буги-вуги» (boogie-woogie).



Фанк — это настолько необъятное направление в музыке, что совершенно разные исполнители создавали непохожую музыку, используя сходные ритмические принципы: Кертис Мэйфилд (Curtis Mayfield) — создавал эту музыку с уклоном в ритм-н-блюз, Майлс Дэйвис (Miles Davis) и Херби Хэнкок (Herbie Hancock) — в джаз-рок Джордж Клинтон (George Clinton) — в психоделию и хард-рок, а Майкл Джексон (Michael Jackson) и Принц (Prince) тяготели к танцевальным поп-хитам.


Слай Стоун и Джеймс Браун к концу 1960-х годов стали ярыми выразителями идеи политического движения за расовое равноправие в США. Браун тогда исполнил свою знаменитую песню «Скажи громко: я черный, и я этим горжусь» (Say It Loud I’m Black and I’m Proud), а Слай Стоун выступал в более сатирическом ключе, с композициями вроде «Не зови меня ниггером, белый» (Don’t Call Me Nigger, Whitey).


Джордж Клинтон и его коллеги-музыканты создали отдельное течение в фанке — «Пи-фанк» (P-Funk, что означало «чистый фанк» — Pure-Funk). Будучи очень харизматичным лидером, Клинтон организовал вокруг себя целый конгломерат из нескольких десятков талантливейших темнокожих музыкантов под общим названием The Mob («Шайка»), которых он задействовал в двух его разных группах: «Фанкаделик» (Funkadelic) с расплывчатым курсом на экспериментальную музыку с элементами хард-рока, и «Парламент» (Parliament) — более коммерческий и с преобладанием элементов музыки соул. В 1990-х годах Джордж Клинтон назвал своих музыкантов «Все звезды Пи-фанка» (P-Funk Allstars). Так же, этому яркому персонажу принадлежит авторство фразы «фанкатир» (funkateer, по аналогии с musketeer — «мушкетер»), обозначающее приверженца фанка.



Большую роль в раскрутке направления фанк в начале 1970-х годов прошлого века сыграли культовые афроамериканские кинокартины, направления blaxploitation такие как «Шафт» («Shaft», 1971 года; есть так же римейк наших времён), саундтрек для которого написал Айзек Хейс (Isaac Hayes) и «Ловкий парень» («Superfly», 1972), композитором которого стал Кертис Мейфилд.
В киноленте «Джеки Браун» («Jackie Brown») Квентина Тарантино (Quentin Tarantino), снятой в конце 1990-х годов, очень многие сцены являются аллюзиями этих знаменитых картин, встречается немало ссылок на именно такие фильмы, а саундтрек изобилует фанковыми произведениями.



К концу 1970-х — началу 1980-х годов направление фанк стало уступать своё золотое место направлению диско (disco). Этот стиль также родился на основе фанка в результате предельного упрощения его ритмической основы. Диско легко и быстро вошло в моду, и фирмы грамзаписи, а также радиостанции переориентировались на этот стиль, требуя и от фанк-музыкантов упрощения их музыки, чтобы гарантировать коммерческий успех.



В черной же городской среде с начала 1980-х годов начало своё развитие другое музыкальное течение — хип-хоп (hip-hop), появившееся как противодействие популярным стилям музыки, (в то время это как раз таки диско). Как однажды заявил сам Джордж Клинтон, «хип-хоп спас фанк». В эту музыку вернулись изобретательная ритмика и серьёзные осмысленные тексты. Хип-хоп принято называть «новой школой» фанка (new school), тогда как фанк классического образца, к которому принято относить работы пионеров фанка — Джеймса Брауна 1960–1970-х и групп «Sly and The Family Stone», «Ohio Players», «Kool and The Gang» и др — называют «старая школа» (old school) фанка.



Окончательное возвращение фанка к массовой аудитории произошло в середине 1990-х годов вместе с волной повышенного интереса к культуре 1970-х. Было перевыпущено много старых дисков, ветераны фанка продолжили записывать новые пластинки. Большими приверженцами фанка стали уже белые группы, взявшие этот стиль на вооружение: Jamiroquai, Primus, Red Hot Chili Peppers. Джордж Клинтон продюсировал один из альбомов RHCP в 1985 году.
Характерные элементы фанк-музыки, особенно синкопированные ритмические рисунки, часто используются в современной поп-музыке — их можно услышать в большинстве современных треков: от Бритни Спирз до российской группы «Руки вверх».

  • Страница: 1 из 1
  • « Назад
  • 1
  • Далее »
Related Posts

Фанк-реклама
Популярное

История фанка

Фанк (от англ. "funk" ) появился где-то в середине 1960-х годов в США, как видоизменённый и утяжелённ

Феномен фанк-музыки, или в чём сила фанка.

Феномен фанка связан в первую очередь с музыкальным инструментом, который большинство рядов

Фанковый Президент или Левое яйцо Джеймса Брауна

Внимание! Статья приведена в оригинале и содержит ненормативную лексику История фанка нач

"Соул и Фанк" (Статья из альманаха "Забриски Rider" №16)

Хотя соул и фанк – не что иное как разновидности предшествовавшего року ритм-энд-блюза, это н

Джеймс Браун (James Brown)

Джеймс Джозеф Браун мл. (англ. James Joseph Brown Jr., годы жизни - 3.04.1933 — 25.12.2006), — американский певец, п

Бобби Уомак (Robert Dwayne Womack)

Бобби Уомак (Bobby Womack, настоящее имя Robert Dwayne Womack, 4.04.1944) — афроамериканский гитарист, певец, ав

"Earth, Wind & Fire"

Earth, Wind & Fire — американская музыкальная группа, играющая музыку в стиле фанк, соул, диско, R&a

Джордж Клинтон (George Clinton)

Джордж Клинтон (George Clinton, родился 22 июля 1941 г. ) — афроамериканский композитор, гитарист и пев

Отис Реддинг (Otis Redding)

Отис Реддинг (Otis Redding, 9 сентября 1941 г. — 10 декабря 1967 г., Мэдисон) — один из классиков соул-муз

Слай Стоун

Слай Стоун (Sly Stone; настоящее имя Sylvester Stewart) — американский продюсер и музыкант, стоявший у ист
Recent Comments
Фанк-содержимое