Марвин Гэй (Marvin Gaye)

Марвин Гэй (Marvin Gaye)
Марвин Пенц Гэй младший (Marvin Pentz Gaye, Jr.; 02.04.1939, Вашингтон — 01.04.1984, Лос-Анжелес) — американский исполнитель, музыкант, мультиинструменталист, аранжировщик, автор многих песен и музыкальный продюсер, один из тех, кто вместе со Стиви Уандером (Stevie Wonder) стоял у истоков современной ритм-энд-блюз музыки.


Одна из наиболее часто цитируемых фраз о наркотиках, произнесённых знаменитостями, является фраза Марвина о кокаине — «Плевал я на тех, кто говорит, что это отстой. После крэка я чистый и свежий. Для меня это самый изысканный наркотик». Певец не скрывал, что многие песни написал будучи под воздействием наркотиков.
Однако, музыкант погиб вовсе не от дружбы с кокаином. Во время семейной ссоры он был убит собственным отцом за один день до своего сорок пятого дня рождения.


При создании Зала славы рок-н-ролла (1987) в нём было увековечено и имя Марвина Гэя.


Прозванный «князем Мотауна», Марвин легко эволюционировал от мягкого мотауновского стиля R’n’B до изысканной soul-музыки пластинок «What’s Going On» (1971 г.) и «Let’s Get It On» (1973 г.), что по праву признаны шедевральными. Марвин Гэй одним из первых превратил R&B музыку из расслабленного развлекательного направления в способ художественного самовыражения, в возможность донести свою личную боль, страдания или политические взгляды до миллионов слушателей.

Ранние годы

Марвин родился в семье священника (писавшего всегда свою фамилию как «Gay» а не «Gaye») из консервативной секты Церкви Адвентистов Седьмого Дня, который почти ежедневно бил своего сына, дабы прививать ему с юных лет нормы своей морали. После окончания школы будущий музыкант отслужил в ВВС США, после чего начал петь в различных вашингтонских doo-wop-группах, в том числе и в The Rainbows — небезызвестном коллективе, одно время работавшим с самим Бо Дидли.


В 1961 году во время гастролей в Детройте, эта группа (сменившая себе имя на The Moonglows) привлекла на себя внимание начинающего продюсера Берри Горди, который незамедлительно и предложил молодому певцу с приятным тенором и трёхоктавным диапазоном контракт с недавно открытом им рекорд-лейблом «Motown», который в последствии станет легендой. В конце этого же года Марвин женится на сестре Берри, Анне (которая была старше его на 17 лет), и начинает играть на ударных на записях мотауновского вице-президента Смоуки Робинсона.

Работа с лэйблом «Motown»

Первые сольные песни Марвина Гэя совершенно не показывали в нём никакого гениального таланта. Он мечтал о чувственных душевных балладах и видел себя новым Синатрой, тогда как коллеги по лейблу считали, что его перспектива за незамысловатыми развлекательными выступлениями. В 1963 году его танцевальные треки стали подбираться к чартам, однако лишь одна из них («Pride and Joy») оказалась в первой десятке.


Во время своей работы на лэйбле артист написал пятьдесят синглов, 39 из которых попали в число 40 лучших песен Америки. Большинство из этих треков написал и аранжировал он же сам. В итоге, по результатам работы за 1965 год, он оказался в числе наиболее успешных исполнителей лэйбла; в лучшей десятке отметились его синглы «Ain’t That Peculiar», «I’ll Be Doggone» и «How Sweet It Is».


Верхом же мотауновского звучания считается его сингл «I Heard It Through the Grapevine», который первоначально был записан Смоуки Робинсоном, затем — его протеже Глэдис Найт. Версия Гэя, несмотря на сопротивления руководителей Мотауна, была всё-же издана синглом, и в конце 1968 года лихо возглавила чарт Billboard Hot 100, удерживая за собой первую строчку в течении целых семи недель. Впоследствии, этот хит включили в свой репертуар Элтон Джон, Эми Уайнхаус и многие другие исполнители.


Помимо сольных песен, Марвин Гэй считался хорошим мастером романтических дуэтов. В 1964 году лэйбл поручил ему записать совместную пластинку с Мэри Уэллс, считавшейся в то время королевой детройтского соула. В 1967 г. его партнёршей для дуэтов была избрана Тамми Террелл, в результате сотрудничества с котороый родились на свет такие коммерчески успешные песни, как «Ain’t No Mountain High Enough» и «You’re All I Need to Get By». В конце того года Террелл упала в обморок во время совместного выступления с Марвином, вскоре после чего врачами у неё была найдена неизлечимая опухоль мозга.

«What’s Going On»

В годы жёсткой борьбы темнокожих за свои права, в которую включились многие видные музыкальные деятели (Сэм Кук, Джеймс Браун, Отис Реддинг, Арета Франклин), артистам лэйбла было предписано держаться в стороне от всех таких социальных неровностей. Такое приказание вызывало острое возмущение у strong>Марвина Гэя, считавшего рекомендовавшийся ему простой и откровенно коммерческий ритм-энд-блюз недостойным его таланта. Постоянные напряжённые отношения с руководителем «Мотауна» Берри Горди и растущее отчуждение с женой привели к тому, что к концу десятилетия он практически прекращает записываться.


Однако, в начале 1971 г. Марвин возвращается в музыкальную карьеру с новым концептуальным альбомом «What’s Going On», все треки которого написал и спродюсировал он сам. Работа над пластинкой велась под сильным впечатлением от рассказов демобилизованного брата о войне во Вьетнаме, размышлений о нищете, дискриминации, которым подвергаются жители чёрных гетто, о распространении там наркомании и коррупции, о бедственном состоянии окружающей среды.. Все эти острые социальные проблемы того времени нашли отражение в песнях пластинки. Заглавная песня, в которой был заложен призыв к миру и взаимопониманию, созвучный с написанной примерно в то же время ленноновской «Imagine», попала в список пятисот величайших песен всех времён по версии журнала Rolling Stone на 4 место.


«What’s Going On» стал новой вехой в истории R’n’B, разграничив разрыв артиста со стилем и содержанием своих предыдущих альбомов. На этой пластинке был сделан упор на ударные, звучание было окрашено мотивами джаза и классической музыки, результатом чего стал на удивление утончённый и пластичный саунд, навсегда поменявший соул-музыку. Сложность и амбициозность альбома поставили в тупик Горди. Он отказывался издавать альбом до тех пор, пока заглавный трек не достиг второго места в поп-чартах. Также в верхней десятке в чартах оказались ещё две песни с этого же альбома — «Inner City Blues» и «Mercy Mercy Me».


Сразу после окончания записи пластинки Гэй приступает к работе над инструментальной, с джазовыми мотивами, звуковой дорожкой к фильму «Trouble Man», посвящённому нелёгкой доле темнокожих жителей Америки.

Let’s Get It On

В следующих работах музыкант немного отдаляется от резкой социальной тематики, которой была отмечена его наиболее личная пластинка. Знойная чувственность, которая согревала многие его ранние песни, в полной мере проявила себя на пластинке «Let’s Get It On» (1973 год), своей до неприличия откровенной лирикой сокрушившей немало негласных табу, существовавшие в музыкальной индустрии. Критики назвали альбом сексуальной революцией в ритм-энд-блюз музыке. Заглавный его трек оказался на 1-м месте в чарте Billboard Hot 100 и превратился в одну из визитных карточек певца.


В этом же году Марвин записывает ещё одну (и, как оказалось, ставшую наиболее известной) пластинку дуэтов, в этот раз с дивой лэйбла Дайаной Росс.
Следующий альбом «I Want You» (1975 год) продолжил воспевание чувственной страсти, начатую «Let’s Get It On», но его издание было изрядно задержано, в связи с разводом артиста с женой. В итоге, до конца 70-х годов всё свободное время певца поглощали судебные тяжбы, связанные с разводом. Верные слушатели довольствовались лишь переизданиям более ранних записей, а также записью концерта 1977 года, один из треков с которого («Got to Give It Up») стал третьим и последним чарттопером в карьере певца.

Последние годы

Последние годы жизни Марвина Гэя были омрачены не только судебными тяжбами двух разводов, но и сопровождавшими их тяжбами относительно алиментов и налогов. Пытаясь вернуть свой творческий настрой, артист перебирается жить на Гавайи, однако там ему приходится столкнуться с неожиданно обострившейся зависимостью от кокаина. В 1981 году он решается начать работу над амбициозным проектом «In Our Lifetime», который, по его мнению, был ремикширован и издан лэйблом без его согласия.


Разорвав, в результате этого инцидента, длительные отношения с «Motown Records», музыкант записывает пластинку «Midnight Love». Заглавным синглом с него была выпущена задуманная как «фон для занятий любовью» песня «Sexual Healing». Задумка удалась — в 1983 году песня покорила чарты всего мира. На эмоциональном подъёме, вызванном таким успехом, Марвин примирился с Анной Горди и преисполнился новых творческих планов, которые оборвал выстрел из пистолета во время нелепой стычки с отцом накануне 45-летия певца…


Величайший музыкант был похоронен на голливудском кладбище Forest Lawn Memorial Park.

По информации известного журнала «Forbes», певец Марвин Гэй оставил своим наследникам 3,5 миллиона долларов, попав тем самым в ежегодно составляемый журналом список самых богатых покойных знаменитостей.

  • Страница: 1 из 1
  • « Назад
  • 1
  • Далее »
Related Posts

Фанк-реклама
Популярное

История фанка

Фанк (от англ. "funk" ) появился где-то в середине 1960-х годов в США, как видоизменённый и утяжелённ

Феномен фанк-музыки, или в чём сила фанка.

Феномен фанка связан в первую очередь с музыкальным инструментом, который большинство рядов

Фанковый Президент или Левое яйцо Джеймса Брауна

Внимание! Статья приведена в оригинале и содержит ненормативную лексику История фанка нач

"Соул и Фанк" (Статья из альманаха "Забриски Rider" №16)

Хотя соул и фанк – не что иное как разновидности предшествовавшего року ритм-энд-блюза, это н

Джеймс Браун (James Brown)

Джеймс Джозеф Браун мл. (англ. James Joseph Brown Jr., годы жизни - 3.04.1933 — 25.12.2006), — американский певец, п

Бобби Уомак (Robert Dwayne Womack)

Бобби Уомак (Bobby Womack, настоящее имя Robert Dwayne Womack, 4.04.1944) — афроамериканский гитарист, певец, ав

"Earth, Wind & Fire"

Earth, Wind & Fire — американская музыкальная группа, играющая музыку в стиле фанк, соул, диско, R&a

Джордж Клинтон (George Clinton)

Джордж Клинтон (George Clinton, родился 22 июля 1941 г. ) — афроамериканский композитор, гитарист и пев

Отис Реддинг (Otis Redding)

Отис Реддинг (Otis Redding, 9 сентября 1941 г. — 10 декабря 1967 г., Мэдисон) — один из классиков соул-муз

Слай Стоун

Слай Стоун (Sly Stone; настоящее имя Sylvester Stewart) — американский продюсер и музыкант, стоявший у ист
Recent Comments
Фанк-содержимое