Хорас Сильвер (Horace Silver)
Хорас Сильвер (англ. Horace Silver, реальное полное имя — Horace Ward Martin Tavares Silva) родился 2 сентября 1928 года, Норуок, штат Коннектикут, США). Известный американский джазовый композитор и пианист.
Отец Хораса Сильвера, John Tavares Silva, родом с острова Майо (Кабо-Верде, в 25 километрах от острова Сантьяго). Мать родилась в Нью-Канаане, штата Коннектикут и имела ирландско-африканские корни. Сильвер известен как пианист, не демонстрирующий никаких высочайших стандартов техники и скорости игры (как, к примеру, Оскар Питерсон), но делающий сильный акцент на «фанковость» звучания, мелодичные импровизации, которые, на первый взгляд, могут даже не показаться импровизациями. Стал одним из первых музыкантов, сочинявших музыку жанра хард-боп.
Вопреки расхожей теории, существует так же версия, что это именно Хорас Сильвер ввёл в музыкальную терминологию слово «фанк», написав в 1952 году пьесу «Funky Hotel». Ранее же это слово существовало лишь в среде выходцев из стран Африки, обитателей чёрных гетто и обозначало особый запах человеческого тела во время сексуального возбуждения.
На творчество Хораса оказали влияние различные музыкальные жанры — соул, африканская и латиноамериканская музыка, госпел. Сам музыкант внёс ощутимый вклад в развитие нескольких стилей джаз музыки.
Начало карьеры
Хорас Сильвер начал свою музыкальную карьеру как тенор-саксофонист, но позднее перешёл на фортепиано. На его манеру игры на саксофоне повлияла игра Лестера Янга, а на стиль игры на фортепиано оказал влияние Бад Пауэлл. Сильвера открыл Стэн Гетц (Stan Getz). Произошло это в 1950 году в клубе «Sundown Club» (Хартфорд, штат Коннектикут). Гетц там выступал при поддержке трио Хораса Сильвера. Работа музыкантов ему пришлась по душе, и он принял решение пригласить их на гастроли, что, в итоге, привело к записи трёх композиций. Именно с Гетцем Сильвер сделал свою первую запись.
В 1951 г. он перебрался в Нью-Йорк, где начал работать в знаменитом клубе «Birdland» по вечерам понедельников, когда различные музыканты могли прийти и поджемовать в неформальной обстановке. В этом же году, работая аккомпаниатором, он встретил представителей рекорд-лейбла «Blue Note«. Был подписан контракт, который повлёк сотрудничество, продолжавшееся до 1980 года. В Нью-Йорке Хорас Сильвер совместно с Артом Блэйки собрал коллектив «The Jazz Messengers«.
В 1952 и 1953 годах он сделал ещё три записи со своим трио. Участие в записях принимали Арт Блэйки в качестве барабанщика, Перси Хит на басу, Джин Рейми и Кёрли Расселл. Сотрудничество барабанщика и пианиста шло 4 года, за это время Сильвер и Блэйки записали альбом «A Night at Birdland Vol. 1» в «Birdland» с Клиффордом Брауном, Расселлом и Лу Дональдсоном, в Bohemia с Хэнком Мобли и Кенни Дорэмом, а также в студиях. Сильвер также принял участие в записи «Walkin’» вместе с «All Stars» Майлза Дэвиса.
Работа с «Blue Note»
Композиции Хораса Сильвера заставляют обращать на себя внимание слушателей неожиданными сменами темпа и большим разнообразием мелодических решений. Манера игры Хораса легко могла изменяться от агрессивно-«перкуссионистской» до красочно-романтичной в течение нескольких тактов. Между тем, его остроумное использование повторов стало фанковым ещё до того момента, как это слово вообще стало корректным для употребления в приличном обществе.
Вместе с собственной работой Сильвера, в составе его коллективов нередко оказывались такие восходящие звёзды джаза, как, например, саксофонисты Хэнк Мобли и Джуниор Кук, трубач Блю Митчелл, барабанщик Луи Хейс. К его ключевым пластинкам этого периода следует отнести «Horace Silver Trio» (1953), «Horace Silver and the Jazz Messengers» (1955), «Six Pieces of Silver» (1956) и «Blowin’ the Blues Away» (1959), в который вошла его знаменитая музыкальная тема «Sister Sadie».
Влияния
«Эта мелодия написана мной, но её привкус заставляет меня вспоминать времена детства. Некоторые члены семьи, включая отца и дядю, имели обыкновение играть в составах из трёх или четырёх струнных инструментов; отец играл на скрипке и гитаре. Это были счастливые, непринуждённые встречи»
Хорас Сильвер привнёс дополнительные португальские влияния в своё творчество после турне по Бразилии в феврале 1964 года. Относительно композиции «Song for My Father», музыкант сказал:
«Я очень впечатлён аутентичным битом босса-новы. Не просто монотонным тик-тик-тик, тик-тик, как это обычно делается, а настоящим чувством босса-новы, которое я попытался вплести в эту вещь»
В своей записи «Mexican Hip Dance», вышедшей на пластинке «The Jody Grind» (1966), также очевидны влияния и латиноамериканской музыки. Его раннее творчество включает в себя элементы буги-вуги и блюза. Нельзя не обратить внимание на влияния таких мастеров, как Арт Тейтум, Нат «Кинг» Коул, Тедди Уилсон и Телониус Монк — и этот этот список далеко не полон.
Сильвер Хорас любил цитировать других музыкантов и даже переигрывать знаменитые соло в своих оригинальных композициях — нечто вроде своеобразной дани великим именам.
Во время работы с Артом Блэйки он редко записывался в качестве лидера, но после того, как в 1956 году пути двух музыкантов разошлись, Хорас собрал свой хард-боповый квинтет — изначально, с составом, аналогичным «The Jazz Messengers», с 18-летним Луисом Хейсом вместо Арта Блэйки. В наиболее стабильный состав квинтета вошли Блю Митчелл и Джуниор Кук.
В 1963 г. Хорас Сильвер собирает новую команду с Джо Хендерсоном на тенор-саксофоне и Кармеллом Джонсом на трубе; этот квинтет записал одну из известнейших пластинок Сильвера — «Song For My Father». Когда Джонс покинул состав группы, чтобы переехать в Европу, его место занял Вудди Шоу, а Хендерсона заменил Тайрон Вашингтон.
Композиции Хораса Сильвера, цепляющие, и очень гармоничные, завоевывали всё большую популярность, в то время как коллектив мало-помалу переходил на соул и фанк музыку. Не все давние слушатели были готовы принимать эти перемены. Качество некоторых пластинок того времени, таких как «The United States of Mind» (на котором Сильвер сам исполнил вокальные партии в нескольких треках), до сих пор оспаривается поклонниками жанра. Одухотворённость музыканта, показанная на этих дисках, также достаточно спорная.
Но, как бы то ни было, на многих поздних альбомах отметились интересные музыканты (как, например, Рэнди Брекер). Сильвер был последним музыкантом, кто подписал контракт с лейблом «Blue Note» в 1970 году, перед тем, как эта рекорд-компания временно перестала работать. В 1981 году он создал собственный, недолго просуществовавший лейбл «Silveto».
Поздние годы
Как сообщает басист Кристиан МакБрайд и другие источники в 2008 году, Хорас Сильвер страдает болезнью Альцгеймера.
Наследие
Кроме этого, ансамбли Сильвера сыграли важную роль стартовой площадки для многих начинающих, но талантливых музыкантов, многие из которых (Блю Митчелл, Арт Фармер, Дональд Бирд, Вуди Шоу, Джо Хендерсон, Джуниор Кук) позднее возглавили собственные аналогичные коллективы.
Наконец, Сильвер довёл искусство композиции и аранжировки до непревзойдённого уровня. Талант музыканта не остался незамеченным и среди рок-музыкантов, воспринимающих джазовые влияния; Steely Dan поместили Сильвера в «Top 40» в начале 70-х, когда записывали свой хит «Rikki, Don’t Lose That Number», основываясь на басовом риффе, открывающем «Song For My Father».
Многие социальные и культурные потрясения конца 60-х — начала 70-х нашли своё отражение в музыкальном творчестве Сильвера. Он ответил на них тремя своими записями «United States of Mind» (1970—1972), где в качестве вокалиста принимал участие Энди Би. Композитор углубился и в космическую философию, когда его группа «Silver ‘N Strings» записала «Silver ‘N Strings Play The Music of the Spheres» (1979).
Дискография
- Horace Silver Trio (Blue Note, 1952/1953)
- Horace Silver and the Jazz Messengers (Blue Note, 1955)
- Silver’s Blue (Columbia, 1956)
- Six Pieces of Silver (Blue Note, 1956)
- The Stylings of Silver (Blue Note, 1957)
- Further Explorations by The Horace Silver Quintet (Blue Note, 1958)
- Finger Poppin’ with The Horace Silver Quintet (Blue Note, 1959)
- Blowin’ the Blues Away (Blue Note, 1959)
- Horace-Scope (Blue Note, 1960)
- Doin’ the Thing, The Horace Silver Quintet at The Village Gate (Blue Note, 1961)
- The Tokyo Blues (Blue Note, 1962)
- Silver’s Serenade (Blue Note, 1963)
- Song for My Father (Blue Note, 1964)
- The Cape Verdean Blues (Blue Note, 1965)
- The Jody Grind (Blue Note, 1966)
- Serenade to a Soul Sister (Blue Note, 1968)
- You Gotta Take A Little Love (Blue Note, 1969)
- The United States of Mind Phase I : That Healin’ Feelin’ (Blue Note, 1970)
- The United States of Mind Phase II : Total Response (Blue Note, 1971)
- The United States of Mind Phase III : All (Blue Note, 1972)
- In Pursuit of the 27th Man (Blue Note, 1972)
- Silver ‘N Brass (Blue Note, 1975)
- Silver ‘N Wood (Blue Note, 1976)
- Silver ‘N Voices (Blue Note, 1977)
- Silver ‘N Percussion (Blue Note, 1978)
- Silver ‘N Strings Play The Music Of The Spheres (Blue Note, 1979)
- Guides To Growing Up (Silveto, 1981)
- Spiritualizing The Senses (Silveto, 1983)
- There’s No Need To Struggle (Silveto, 1984)
- Continuity Of Spirit (Silveto, 1985)
- Music To Ease Your Disease (Silveto, 1988)
- Rockin’ With Rachmaninoff (Bop City, 1991)
- It’s Gotta Be Funky (Columbia, 1993)
- Pencil Packin’ Papa (Columbia, 1994)
- The Hardbop Grandpop (Impulse!, 1996)
- A Prescription for the Blues (Impulse!, 1997)
- Jazz Has a Sense of Humor (Verve, 1999)
Любители фанк-музыки также читают:
- Страница: 1 из 1
- « Назад
- 1
- Далее »
- Page: